Письмо Министерства образовании

"Об организации шестого школьного дня"

 

Информационное письмо

Министерства образования Республики Беларусь от 29.11.2012 №11-01-07/П-755/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Направляется по почте государственных органов

29.11.2012 №11-01-07/П-755/1

Облисполкомы

Мингорисполком

Об организации шестого школьного дня

 

Глава государства неоднократно указывал на то, что шестой школьный день должен стать для учащихся учреждений общего среднего образования временем спортивных занятий и трудовых дел. Вместе с тем данное поручение в ряде регионов и учреждений образования реализуется формально либо не выполняется вообще. Не обеспечивается охват всех учащихся спортивными и другими мероприятиями в шестой школьный день.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 24, статья 158) образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учаищимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации, трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате  трудового обучения и профессиональной ориентации. Факультативные занятия в IХ-ХI классах также могут проводиться в шестой школьный день.

Содержание работы в шестой школьный день определено Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, методическими рекомендациями по организации шестого школьного дня (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 21, 2008 г.), а также ежеголными инструктивно-методическими письмами по организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования.

Основным направлением деятельности в шестой школьный день является физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.

К числу эффективных форм физкультурно - оздоровительной деятельности в шестой школьный день относятся спартакиады, соревнования, физкультурные праздники, туристские походы, слеты и др. Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятии отводится дням здоровьяб спорта и туризма, которые проводятся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года.

В перечень физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий шестого дня учебной недели ьо всел учреждениях образования включен "Урок футбола" ("Час футбола") - комплекс физкультурно-оздоровительныхмероприятий, направленных на популяризацию футбола как наиболее массового и доступного из игровых видов спорта.

В шестой школьный день в соответствии с расписаниями занятии целесообразно организовать проведение обязательных для каждого учащегося факультативных занятий "Час здоровья и спорта"

Основными направлениями трудовой деятельности в шестой школьный являются самообслуживание, общественно полезный труд, участие в производительном труде, охрана природы, работа до благоустройству школьной территории, сбор вторичного сырья и др.

Значимая роль отводится занятиям техническим творчество, является фундаментом подготовки будущих кадров не только для производства, но для науки. Важное звено трудового воспитания - профориентация школьников.

В учреждениях образования созданы модели воспитательной работы в субботний день, в основе которых - региональные программы по организаци шестого школьного дня с учетом потенциала социокультурной среды и участия всех заинтересованных (органов здравоохранения, культуры, спорта и туризма, МЧС, правоохранительных органов, общественных организаций). 

Необходимо выработать механизм взаимодействия в организации шестого школьного дня на уровне гор(рай)исполкомов, администраций районов г.Минска.

При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня всем организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между учреждениями общего среднего образования и учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. Cледует исключить дублирование объединений по интересам, организованных в данных учреждениях. Объединения по интересам должны активнее работать в субооту на базе учреждений дополнительного о образования детей и молодежи.

В учреждениях образования должны быть оформлены информационные стенды «Шестой школьной день», на которых размещены графики работы и расписание занятий объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, дворцов и домов культуры; расписание занятий школьных кружков и секций, графики работы спортивных залов, бассейнов, компьютерных классов, библиотек, а также педагогов-психологов, педагогов социальных. Данная информация должна быть размещена также на сайтах учреждений образования, доводиться до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях.

Администрации школы необходимо наладить систему контроля за посещаемостью учащимися шестого школьного дня.

В мероприятия шестого школьного дня в обязательном порядке должны быть вовлечены дети, находящиеся в социально опасном положении, состоящие на учете в ИДН, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в опекунских и приемных семьях.

Для учащихся I ступени обучения посещение шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе.

Для учащихся II-III ступени обучения организовать максимальный охват мероприятиями шестого школьного дня (объединений по интересам, секций, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, экскурсий, туристических походов и др.).

Для учащихся III ступени обучения проводить в шестой школьный день также факультативные занятия и учебные занятия на учебно-производственных объектах, в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучении и профессиональной ориентации.

В целях совершенствования работы в шестой школьный день необходимо:

·   обеспечить четкую организацию свободного времени детей и подростков - вовлечение всех учащихся в физкультурно-оздоровительную, трудовую и культурно-досуговую деятельность, занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных клубах и объединениях по интересам;

·   разработать и утвердить на уровне рай(гор)исполкомов, администрации районов г.минска координационные межведомственные планы работы в шестой школьный день со всеми заинтересованными (отделами культуры,спорта, органами здравоохранения, МВД, МЧС, общественнымиорганизациями и др.);

·   организовать работу всех педагогических работников в режиме шестидневной школьной недели;

·   организовать в сельских районах на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи зональные центры по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ и при необходимости обеспечить подвоз обучающихся;

·   создать в каждом учреждении образования школьные команды по игровым и другим видам спорта, группы поддержки (черлидеров) с организацией их регулярных тренировок и региональных соревнований (в первую очередь, в шестой школьный день);

·   наладить взаимодействие семьей по включению родительскойобщественности организацию шестого школьного дня, привлечениюродителей к работе спортивных залов, школьных стадионов, спортивных секций, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровшельных и спортивно-массовых мероприятий;

·   создать рубрику "Шестой школьный день" на главной странице интернет-сайта учреждения образования и обеспечить систематическоеобновление информации о проводимых мероприятиях;

·   обеспечить функционирование компьютерных классов и спортивной базы .учреждений образования в шестой школьный день;

·   расширить предоставляемые образовательные услуги учреждениями образавания в шёстой школьный день, в том числе на платной основе;

·   утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестою школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотрев в правилах внутреннею распорядка организацию работы в тестой школьный день (примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования - 4 часа).

 Министр                                                                                                                       С.Л.Масксвич

 

 

 
 
 

Вверх>